Обращения казачества к президенту предварительно обсуждались Атаманским советом. Фото Анатолия Григорьева
Сразу три жестких обращения к президенту Владимиру Путину решили отправить сегодня атаманы Кавказской казачьей линии вольных казаков юга России. Атаманы требуют изменить конфигурацию двух федеральных округов – Южного (ЮФО) и Северо-Кавказского (СКФО) так, чтобы «территория Ставропольского края перестала быть резервной зоной для больной экономики соседей по СКФО и не стала расширяющимся плацдармом террористической активности в регионе».Основные положения обращения к главе государства обсуждались в октябре в станице Каневской (Краснодарский край) на совете атаманов Кавказской казачьей линии, на который прибыли казачьи лидеры не только Северного Кавказа и юга России.
Тревога за состояние дел в казачестве привела на круг представителей казачьих общественных организаций Центральной России, Санкт-Петербурга. Работа над «воззванием к президенту» продолжалась до сегодняшнего дня. Подписи под обращением поставили около 70 атаманов, в том числе атаманы вольных казачьих войск: Астраханского – Александр Степанов, Донского – Михаил Горбунов, Кубанского – Анатолий Дроздов и атаман Союза казаков России и зарубежья Владимир Податев.
По мнению атаманов, власти допустили появление в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, жители которых с вызовом игнорируют принятые в РФ нормы, законы и правила. В качестве примеров названы Ингушетия и Чечня, которые, по мнению атаманов, «живут по законам гор».
«В «Стратегии национальной политики России до 2025 года», утвержденной 19 декабря 2012 года указом президента РФ, русский народ назван системообразующим. То есть по скрытой иронии ее авторов русские образуют систему, при которой вымирают почти по миллиону в год от безденежья, алкоголизма и наркомании. Поэтому для России прописана «стратегия замещающей миграции», – рассуждают атаманы. – Но один из авторов этого государственного документа, новый глава Дагестана Рамазан Абдулатипов не торопится завозить таджиков в республику для подъема экономики. Знает, что в республике это будет его политическая смерть».
Кроме того, казаки критикуют реализацию «Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 года». «Ни один из ее пунктов по поддержке русского населения в регионе не выполнен, а слово «казак» в ней просто отсутствует, – говорится в обращении. – Своими пустыми обещаниями русским и казакам полномочный представитель президента в СКФО Александр Хлопонин заставил всех глубоко задуматься. Может, уход русских, казаков и других славян из региона и есть стратегическая цель его деятельности?» Атаманы уверены, что «московская патриотическая риторика не заменит Кавказу реальных дотаций и, как только они иссякнут, исчезнет и лояльность глав республик». «Это хорошо знаем мы, казаки, изучившие Ваш нынешний кавказский электорат за столетия совместного проживания в регионе», – подчеркивается в документе.
Казаки также выразили обеспокоенность ситуацией в войске. Они считают, что новая повестка дня для казаков на федеральном уровне так и не выработана, что подтверждается расколом в Терском казачьем войске, которое понесло самые большие потери за последние 20 лет. Нового атамана Терского казачьего войска Сергея Клименко, которого президент утвердил своим указом в декабре 2012 года, обвинили в конфронтации с аппаратом Александра Хлопонина, утверждают казаки. Произошло это после того, как атаман высказал на сходе в Лермонтове (Ставропольский край) тревогу по поводу отсутствия реальной поддержки казаков со стороны руководства СКФО.
Как писала «НГ» (см. номер от 13.06.13), на сходе для обеспечения жизнедеятельности Терского войска казаки просили выделить земли, расположенные на территории СКФО площадью не менее 100 тыс. га, наделить казаков квотами на ловлю морепродуктов в Каспийском море, а также передать в «оперативное управление» государственное унитарное предприятие «Кизлярский коньячный завод». Среди прочих требований казаков значится передача войсковому казачьему обществу в управление и обслуживание государственного пакета ОАО «Кавминкурортресурсы».
«Это Ваше право – назначать или снимать реестровых атаманов, но к тому, что было сказано Сергеем Клименко в обращении к Вам, мы, вольные родовые казаки юга России, относимся с пониманием и одобрением. Без собственной экономической базы казачество превратилось в объект политических манипуляций и не более», – пишут казаки.
Кроме того, казаки считают, что власть провоцирует конфликты, попустительствуя диаспорам, разрешая им строить мечети, которые иногда становятся «не только домами молитвы, но и экстремистскими гнездами, где культивируется ненависть к «неверным». В пример приводятся ситуации в Кисловодске, Пятигорске и скандал по поводу планов строительства мечети в Орле.
«Пока не будут созданы условия для организации местного казачьего самоуправления в местах исторического проживания казаков, попытки превратить через государственный реестр казаков в придаток полиции, народных гуляний или ограничить участием в охранных структурах обречены на провал, – отмечают атаманы вольных казаков. – Нынешние реестровые атаманы вместо организации такого самоуправления занимаются самоуправством на «прихватизированной» казачьей земле, «служа» не отечеству, а своему карману. На этом фоне обещание полпреда в СКФО Александра Хлопонина выделить терским казакам 70 тысяч гектаров земли так и осталось политической трескотней».
Атаманы пишут, что «русские, казаки и другие славяне юга России» уже обращались к президенту 20 апреля 2012 года, но получили всего лишь ответ из Департамента по внутренней политике администрации президента, что документ принят к сведению. «Не на такую отписку мы рассчитывали. Но, видимо, судьба русского и казачьего населения Северного Кавказа, да и всех русских, мало волнует Вашу администрацию и всю российскую власть, – говорится в обращении к Владимиру Путину. – Только как Вы и Ваш аппарат без нас, русских, казаков, надеетесь сохранить целостность России на ее южных рубежах, и не только? Ведь на Олимпиаде 2014 года история России не закончится, а лояльность кавказских коррумпированных элит исчезнет, когда иссякнут отправляемые им деньги, собираемые с 80% русского населения страны».
Ростов-на-Дону