На Кубани эта риторика, как правило, усугубляется тем, что местные политические деятели любят затронуть в своих выступлениях еще и тему кубанского казачества и его украинского происхождения. Об этом говорилось и на первом митинге, лицемерно названном «В защиту Украины», еще в марте, когда только начиналась заварушка с Крымом. На нём губернатор Краснодарского края Александр Ткачев полным драматизма голосом вещал о том, что «на Украину пришла беда» и что кубанцы не оставят в этой беде братский народ: «кровь запорожцев течет в наших жилах». Тогда же, на этом митинге, заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко произнес спич о том, что"на Украине запрещают не только говорить, но и думать по-русски«. Потом были кубанские казаки в Крыму и последующее награждение депутатами ЗСК казаков Краснодарского края от имени Президента РФ за помощь в Крыму. Тогда же высказался председатель ЗСК Владимир Бекетов: Некто Музычко, который сейчас отправился в мир иной, тогда заявил, что организует «Поезд дружбы» и отправит в Крым и тогда, по его словам, «все эти „патриоты“ разбегутся, как крысы». Он не учел одного: охранять покой жителей Крыма отправились почти тысяча кубанских казаков. И поэтому у этих «деятелей» хватило смелости только приблизиться на расстояние 1 км к месту, где стояли наши казаки и дальше они не пошли.
Атаман Андрей Шкуро
Собирался ли покойный «Сашко Билый»действительно из родного Ровно в Крым или это был очередной ход в информационной войне — сейчас уже не узнаешь, Музычко, как верно отметил Владимир Андреевич, уже не спросишь. Впрочем, украинские СМИ тоже говорят о казаках с Кубани на территории Украины — названо несколько фамилий казаков, якобы из Белореченска, действующих ныне в городе Славянске Донецкой области.Том самом городе, власть в котором в настоящий момент принадлежит тем, кого российские СМИ и официальные лица именуют «ополченцами», а украинские — «сепаратистами» и «террористами». Именно этих деятелей украинцы сейчас обвиняют в убийстве депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака, похищении и избиении журналистов, актах устрашения по отношению к местному населению. Почему-то, правда, все указанные там лица, несмотря на проживание в Белореченске, представляются не кубанскими, а терскими казаками. Так ли это или нет, но уже очевидно, что кубанское казачество, вполне официально, приняло активное участие в украинских событиях — начиная с Крымского кризиса. Об этом откровенно говорил губернатор Александр Ткачев на митинге, состоявшемся в конце парада Кубанского казачьего войска, посвящённого 23-й годовщине закона о реабилитации репрессированных народов: Пока другие выжидали, что будет, кубанские казаки действовали. На Перекопе и Турецком валу до прихода подкрепления несли службу настоящие воины, многие из которых прошли Афган, Приднестровье, Чечню. Именно казаки подняли боевой дух сотрудников «Беркута», дали уверенность мирным жителям, братскому народу. Я знаю, с какой болью вы, казаки, сегодня следите за тем, что происходит на Украине. По сути, там два десятилетия воспитывали поколение националистов и бандеровцев, а сегодня им ещё дали оружие. И я точно знаю, что вы никогда не допустите такого на нашей российской земле, на Кубани.Апофеозом же стало выступление Александра Ткачева на параде в честь «девятого мая»: «Сегодня, из-за событий на Украине, мы задаём себе другие вопросы... неужели война не закончена?! Почему фашистская зараза вновь прорастает рядом с нами? Всего несколько километров отделяют Краснодарский край от Украины, где День Победы проходит под звуки фашистских выстрелов на Юго-Востоке, в Киеве, в Одессе. Где жгут и расстреливают мирное население, называют русских оккупантами. И от этого у каждого из нас буквально закипает кровь и сжимаются кулаки! Разве могли мы с вами представить, что именно в братской Украине, родине наших предков, кто-то осмелится покушаться на святое. Что ветеранам запретят праздновать Победу и будут угрожать расправой. И главное кто? Фашисты, которые прячут лица за чёрными масками».Подобные высказывания смотрятся особенно пикантно, если знать кое-какие подробности из прошлого и настоящего Кубанского казачества. Например, нелепым выглядит утверждение, что когда Тягнибок говорит «Слава Украине» — это фашизм, а когда атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда говорит на параде «Слава России» и «Слава Кубани» — это патриотизм. Почему сотрудничавший с нацистами атаман Кубанского казачьего войска за рубежом Вячеслав Науменко (весьма, насколько мне известно, уважаемый теми, кто называет себя украинским казаками) хорош, а сидевший с 1941 по 1944 годы в немецком концлагере Бандера — негодяй и «фашист»? Именно Науменко сохранил регалии Кубанского казачьего войска, несколько лет назад переданные казакам его дочерью — Натальей Назаренко. Без этих регалий нынче не обходится ни одно торжественное мероприятие войска и даже открытие пресловутой «станицы Атамань» — главная площадь которой, по иронии судьбы, тоже именуется «Майданом». Атаман Кубанского казачьего войска за рубежом Александр Певнев также еще ребенком был среди тех казаков, что ушли на Запад вместе с отступающим Вермахтом, чудом избежав выдачи в Лиенце — о которой, кстати, на страницах главной газеты города публикуются статьи, преисполненныевсяческого сочувствия к выданным Сталину казакам, служившим в Ваффен-СС. В тему: Российские казаки на службе у германских нацистовПочему антикоммунистическая борьба казачества достойна уважения, а антикоммунистические повстанцы на Западной Украине — только всяческого порицания? Нет ответа. А тем временем прозвенел и еще один звоночек: недавно в Краснодаре отложили проведение десятой международной научной конференции «Кубань — Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия», ранее проводившейся каждый год с участием ученых, как Кубани, так и Украины. Формально мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения поэта Тараса Шевченко, не отменили , а только перенесли с 17 мая на конец июня. Официальное объяснение — из-за «нестабильности в Украине», но учитывая, что «стабильность» — понятие растяжимое, далеко не факт, что и на конец июня ситуация будет устраивать кубанскую сторону. А тут еще ходит по Интернету громкий призыв «от кубанских ультрас» и некой, никому не известной, организации «Кубанская волна». Призыв настолько любопытен, что имеет смысл провести его целиком: «Новые революционные события на родине наших предков не позволяют нам занимать нейтральную позицию и отстраненно наблюдать за всем, что происходит. Мы, казацкая молодежь Кубани, решили заявить о своей поддержке Украины. После революции 1917-1922 гг. нас, казаков, отделили от вас, раскулачивали, мы пережили уничтожение, большой Голод, войну, репрессии, и мы не забыли об этом.Сам по себе призыв показывает довольно поверхностное знакомство с кубанскими реалиями. Любопытно, что и появился он, прежде всего, на украинских сайтах, еще месяца два назад. ФК «Кубань» устами заместителя генерального директора клуба по безопасности Валерия Татаринова решительно отмежевался от таких заявлений: Болельщики с недоумением восприняли появление на некоторых интернет-площадках и в социальных сетях заявлений, сделанных якобы от имени «казацкой молодежи» и ультрас ФК «Кубань» в поддержку экстремистов Майдана, раскалывающих украинское общество по национальному, социальному и этническому признакам, сеющих вражду среди братских народов России и Украины. Среди истинных поклонников команды никогда не было, нет и не будет людей, поддерживающих террор и насилие, пропагандирующих деятельность пособников нацизма и национализма.Аналогия понятна — роль украинских ультрас в событиях Майдана известна, соответственно и «кубанские ультрас» приходят на ум первыми. Но симптоматично, что этот призыв к «ультрас», уже после разоблачения, вдруг полтора месяца спустя начал усиленно распространяться везде, где только можно, с соответствующими комментариями. Уже начинают говорить чуть ли не о раскрытом на Кубани «Правом секторе» — этом универсальном пугале российской пропаганды последнего времени. Учитывая все вышесказанное, особенно официальные заявления чиновников и «атаманов» — нетрудно догадаться, откуда ветер дует и чем это может кончиться. Тем более, что некоторые сочувствующие современной Украине на Кубани, видимо, есть — кто-то же нарисовал на одной из центральных улиц кубанской столицы обширное граффити «Крiм», раскрашенное в цвета украинского флага. А еще очень забавно — если в этой истории может быть вообще нечто забавное, — что при всем при этом кубанское казачество демонстративно чтит память и Федора Щербины, и Миколы Рябовола — справедливо называя их выдающимися деятелями Кубани. Только при этом забывают упомянуть, что не менее выдающимися деятелями их считают украинские «свидомые» — и тоже небезосновательно. В рамках «возрождения традиций» в Краснодаре перезахоранивают Федора Щербину, историка Кубанского казачьего войска, ученого и политического деятеля, правда делают это, вопреки завещанию «старого дiда», почему-то в Краснодаре, а не в его родной станице Новодеревянковской, где до сих пор не могут толком создать музей своего знаменитого земляка. Показав, таким образом, реальное отношение к казачьей истории и культуре, равно как и понимание ее. Понятное дело, что никто не упомянет об украинских симпатиях Щербины, прослеживающихся и в его книгах (где он четко отделяет казаков-черноморцев от «москалей») и во всей его жизни. Именно у Щербины работал в свое время будущий глава Украинской Народной Республики Симон Петлюра — не менее культовая фигура в истории украинского национализма, чем демонизированный советским и современным агитпропом Степан Бандера. Петлюра был ассистентом-исследователем в экспедиции Федора Щербины, работавшего над своим фундаментальным трудом «История Кубанского Казачьего Войска». Исследования Петлюры удостоилась исключительно положительной оценки Щербины: «Разбором исторических материалов и извлечением из них наиболее ценных и интересных сведений для истории, помнится, занималось тогда у меня четверо или пять истинных работников, но и они удивлялись, с каким пылом взялся Петлюра к работе (... ) искал умело то, что нужно было для истории и чем он лично интересовался (... ) Ему очень помогало знание истории Украины и Запорожья, а отчасти и знакомство с народной жизнью Полтавщины, а в составе черноморских казаков как раз и было больше выходцев с Полтавщины».Петлюра по приезду на Кубань остановился в станице Смоленской в сорока километрах от Екатеринодара, у знакомого учителя Константина Безкровного — правнука черноморского атамана, прибывшего на Кубань из Сечи. По воспоминаниям Безкровного, в станице Петлюру больше всего поразило, что молодежь на улице и на вечеринках пела почти исключительно старинные украинские думы и песни про Байду, Нечая, Сагайдачного, Морозенко. Сам Петлюра говорил Щербине так: «Черноморцы — добры молодцы, потому что они сделали Черноморию. То, чего не было и на Старой Украине, которую так опаскудили крепостничеством». Кстати, некоторые герои этих песен — гетманы Запорожского казачьего войска, Петр Сагайдачный и Байда — Дмитрий Вишневецкий, выходцы из самой, что ни на есть, Западной Украины: Вишневецкий с территории современной Тернопольской области, Сагайдачный — вообще со Львовской земли. Нам пытаются представить дело так, будто украинский национализм — порождение чуждой Галичины, пытающейся распространить свою «бандеровщину» на остальную Украину, только и мечтающую о том, чтобы слиться в объятьях с «братским русским народом»; что украинский национализм «придумали в украинском Генштабе», как очередной инструмент западной агрессии против России. Правда, не совсем понятно — если Галичина нам так чужда, почему же выходцев из неё, ставших казачьими гетманами, до начала двадцатого века поминали кубанские казаки в своих станицах? Надо отметить, что роль кубанцев в украинском государственном строительстве времен Щербины, Рябовола и Петлюры достаточно заметна. Многие кубанцы находились в составе отдельных боевых частей армии Украинской Народной Республики, принимали активное участие в боевых действиях против красных и белых войск. Можно вспомнить и роман украинского писателя Юрия Горлис-Горлицкого «Холодный Яр» — о казачьей республике, возникшей в годы Гражданской войны в одноименной местности Украины. Роман, герои которого стали настоящим примером для украинских националистов 30-40-х годов, и один из самых колоритных персонажей которого — кубанский казак Чернота, убежденный украинофил. Кстати, тот же Петлюра был вовсе на галичанином — он родился в Полтавской губернии, выходцами из которой были и многие украинские переселенцы на Кубань, так же, как из Киевской и Черниговской. Исторически и этнически кубанцам ближе Центральная Украина и Приднепровье, а не тот же Крым, с которым нас сближает, очевидно, только географическая близость. Другой исторический деятель Кубани — Микола Рябовол, председатель Законодательной Рады Кубанской Народной Республики в 1917-1919 годах. Не сказать, чтобы он был забыт сегодня на Кубани — на его исторической родине, в станице Динской в конце прошлого года была открыта мемориальная доска. Причем на открытии выступал глава района и депутат Законодательного собрания края, экс-атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов. Но опять же — при открытии об украинофильских симпатиях, речах и действиях Рябовола ничего не говорится. «Выдающийся деятель кубанского казачества», «пользовался огромной популярностью» — все это говорят, все это правильно, но показывает только одну сторону. Не особенно вспоминают, например, украинофильскую речь Миколы Рябовола в Раде, когда там встречали посланцев Украинской Державы гетмана Скоропадского. Да, с начала тридцатых годов на Кубани началось полное истребление национальной культуры. Уже 26 декабря 1932 г. президиум Северо-Кавказского крайисполкома принял постановление «Об украинизации», в котором разъяснялось, что украинизация ряда районов и станиц «служит легальной формой классовому врагу для организации сопротивления мероприятиям Советской власти и создания под этим прикрытием контрреволюционных организаций». В 1932 году произошло два знаковых события для украинской Кубани: была закрыта последняя украинская школа на Кубани и начался Голодомор — и на Кубани, и в Украине. С этого момента и начинается тотальная русификация Кубанского края, сопровождавшаяся выселением казаков. Скептики возразят — мол, с тех пор прошло уже восемьдесят с лишком лет, но ведь возрождаются казачьи традиции, или как? Честного ответа на подобные вопросы у нас не дождешься. Украинские корни Кубанского казачества преподносятся исключительно через призму мифа о «братских народах» — во что уже мало кто верит в обеих странах. Украинский элемент в истории Кубани не замалчивается, но подается в дозированном, скорректированном в нужную властям сторону виде. Вместо реальной истории Кубани и Украины нам норовят подсунуть пропагандистский суррогат, а реальные контакты постепенно сворачиваются. Вместо того, чтобы попробовать понять молодежь, вышедшую на Майдан, педалируется угроза «адской бандеровской силы» — еще один перл кубанского губернатора. Кубанское казачество сейчас во многом состоит из людей, не имеющих казачьих корней вообще — из отставных военных со всего бывшего СССР, не прошедших переаттестацию полицейских и людей, для которых служба в казачестве является своего рода официальным оформлением русского имперского шовинизма, а то и просто способом подзаработать (участник так называемых «казачьих дружин» получает в месяц столько же, сколько и полицейский — из краевого бюджета). Те, кто начинал «возрождение казачества» еще в Перестройку, говорят, что идея возрождения казачества как «этнокультурной общности» практически выхолощена, сейчас казачья идентичность определяется только по факту службы: «Кто служит, тот и казак». И активно пропагандируемая сейчас в казачестве украинофобия, по сути, является очередным инструментом в деле уничтожения исторической памяти казачества и превращения его в гротескных «нагаечников» с карикатур советской пропаганды. — Игорь Кубанский, опубликовано в издании Русская фабула | ||||||||
Автор: | ||||||||
Прочитали: 88 раз | ||||||||
|
Новини по темі:
Читайте також:
Немає коментарів:
Дописати коментар