Директор Музея антибольшевистского сопротивления в Подольске Сергей Василенко о репрессиях в отношении казачества
Чем дальше отступают призраки советского прошлого, тем более привлекательными кажутся достижения страны, которую создала диктатура Иосифа Сталина. Его имя для многих стало олицетворением государственной мощи, патриотизма и непобедимости. Дошло до того, что на уровне президента России обсуждается
вопрос переименования Волгограда в Сталинград. Но есть люди, которые не забывают, на чьих костях строился Советский Союз. Одним из них является директор подольского Музея большевистского сопротивления, казак Сергей Василенко. В интервью КАВПОЛИТУ он высказал свою точку зрения на попытки реабилитации Сталина.
- Сейчас в обществе после предложения ветеранов Владимиру Хуйлу активно обсуждается вопрос переименования Волгограда в Сталинград. Как к этому относитесь вы, будучи директором музея Антибольшевистского сопротивления в Подольске? Заслужил ли Сталин, на ваш взгляд, чтобы его имя было увековечено в названии города?
На фото Сергей Василенко. Фото: facebook.com
- Тот факт, что подобные инициативы и такие обсуждения имеют место, свидетельствует о серьезнейшей деградации сознания части общества в современной России. Даже в поздние советские времена, например, в брежневскую эпоху, фантазии на исторические темы о «добром и справедливом Сталине» были уделом совершенных маргиналов. Большая часть населения страны, да и руководители СССР того периода, ещё весьма хорошо помнили сталинское время, пронизанное смертельным страхом, и возврата к нему никто не хотел. Но приход к нынешней ситуации в идеологической сфере отнюдь не был спонтанным – миф о Сталине и созданной им «великой державе» целенаправленно возрождался последнее десятилетие.
Достаточно ознакомиться с той литературой, которая в двухтысячных годах заполонила книжные магазины – тут в немыслимых количествах повествования о величии Сталина, рассказы о «прогрессивном реформаторе» Берии, биографии других сталинских наркомов, представленных прямо-таки «подвижниками». Одновременно всяческое поношение Хрущева, который пытался смягчить выстроенный Сталиным режим и придать ему хоть сколько-нибудь гуманный характер. Причем всё это издавалось и издается огромными тиражами, которые никак не могут быть обоснованы с экономической точки зрения. Мы имеем дело с целенаправленной обработкой сознания людей. Нынешний информационный вброс по поводу переименования Волгограда в Сталинград – это всего лишь ещё одна проверка, насколько успешно этот процесс идет.
«Миф о Сталине и созданной им «великой державе» целенаправленно возрождался последнее десятилетие»
Попытки возвратить имя Сталина на карту страны можно сравнить с попытками остановить колесо истории и заставить крутиться его обратно. Это никому ещё не удавалось, но всегда сопровождалось большими жертвами и большой кровью.
- Оценки количества пострадавших от репрессий Сталина после разоблачения его культа несколько раз пересматривались. Есть сторонники его методов управления, которые утверждают, что он сажал не меньше людей, чем сейчас пребывают за решеткой в США. Какими цифрами по заключенным и погибшим располагаете вы? Сколько было среди репрессированных людей казаков?
- Сторонники любой тирании легко найдут тысячи «вполне логичных» объяснений насущной необходимости террора и репрессий. Также и здесь – какая бы цифра ни называлась, всегда найдется какой-нибудь «веский» довод для оправдания Сталина. Ну, например, – Мао Цзэдун уничтожил в Китае десятки миллионов людей, гораздо больше, чем Сталин, поэтому Иосиф Виссарионович по сравнению с ним просто гуманист. Или Пол Пот в Камбодже – он не мог соревноваться с СССР и Китаем в количественном плане по убийствам, но зато в процентном отношении к общему количеству населения далеко превзошел всех. Недавно один писатель, придерживающийся национал-большевистских взглядов, заявил, что может признать «неправоту Сталина», если ему докажут, что тот репрессировал не менее 60 миллионов человек. Но это же логика людей, для которых человеческая жизнь ничего не стоит. Они манипулируют миллионами, считая возможным и оправданным принесение их в жертву ради осуществления бредовых идей.
«К концу 30-х годов построенный в СССР «социализм» больше всего напоминал возрожденную феодально-крепостническую систему»
Из той же логики проистекает сравнение советского ГУЛАГа с американскими тюрьмами. Советские тюрьмы и лагеря были заполнены отнюдь не только уголовниками, как это обстоит в США, – там были и политические заключенные и люди, которых сама система драконовских советских законов вынуждала идти на преступления ради выживания, ибо волны голода прокатывались по стране регулярно, вплоть до начала 50-х годов. Нынешние поклонники Сталина совершенно не хотят вспоминать то, что к концу 30-х годов построенный в СССР «социализм» больше всего напоминал возрожденную феодально-крепостническую систему (прикрепление крестьян к земле в колхозах, а с 1940 года и прикрепление рабочих к предприятиям). Система эта поддерживалась крайней жестокостью наказаний, но была абсолютно экономически неэффективна и нуждалась в дополнительных «подпорках», таких как ГУЛАГ и дешевый, фактически рабский, труд заключенных.
Что касается точного количества репрессированных, то тут надо сразу оговориться, что расхождение в цифрах связано с разностью в подходах. С высокой степенью точности установлена численность осуждённых по политическим обвинениям – около 5 с половиной миллионов человек. Из них расстреляно более миллиона. Но есть и другие категории. Различного вида депортациям (начиная с депортации казаков с Терека в 1920-м году и вплоть до последних депортаций из Прибалтики в 1952-м году) подверглось около 6 с половиной миллионов человек. Из них умерло во время перевозки и в первую же зиму на новом месте, по неполным данным, около миллиона.
От голода в годы коллективизации погибло до 7 миллионов человек. Их тоже надо учитывать. Разве они не жертвы сталинского режима? 4 миллиона были репрессированы на основе особых указов, направленных против отдельных категорий населения, и фантастическая цифра – около 18 миллионов, были осуждены за нарушение трудовых указов 1940 года, о которых я уже упоминал. Можно продолжать этот перечень, но, я думаю, и так размах репрессивной политики вполне очевиден.
«Определить общее количество репрессированных среди казаков - дело весьма сложное, ибо казаки в СССР не считались ни народом, ни этнической группой»
Определить людские потери и общее количество репрессированных среди казаков – дело весьма сложное, ибо казаки в СССР не считались ни народом, ни этнической группой, поэтому в документах отдельно не учитывались. Можно только констатировать тот факт, что, начав свою политику с «расказачивания» в 1919 году и периодически давая послабления, советская власть с каждой репрессивной кампанией настойчиво била по казакам.
По самым примерным оценкам, в середине 20-х годов на Дону оставалось 40-45 процентов казаков от дореволюционной численности. Можно вспомнить, что в период коллективизации по Кубани и Дону ударили не только голодом, но выселениями целых станиц (13 на Кубани и 2 на Дону). Казаки выдавливались со своих земель любыми способами – от административных (выселение казаков Амура и Уссури из пограничной полосы) до создания нетерпимых условий жизни, когда люди просто вынуждены были бежать куда глаза глядят, опасаясь ареста. Результат очень хорошо характеризует история с приездом на Дон вышедшего из лагеря в 1955-м году Павла Кудинова, руководителя Вёшенского восстания, когда он не смог найти ни одного родственника или вообще знакомого. Потому мы и говорим о казаках как репрессированном народе, где в той или иной форме пострадали практически все.
«Начав свою политику с «расказачивания», советская власть с каждой репрессивной кампанией настойчиво била по казакам»
- В середине 30-х годов советское руководство изменило отношение к казачеству, разрешив казакам служить в Красной армии. В годы Второй мировой войны они внесли весомый вклад в общую победу. Можно ли считать, что с этого момента прекратилось противостояние казаков коммунистическому режиму?
- Нет, конечно. «Смягчение» политики Кремля было вызвано тактическими причинами. После прихода Гитлера к власти в Германии и, в связи с этим, резким ростом военной опасности в Европе, Кремль пришёл к выводу, что чрезвычайно опасно иметь у себя в тылу очень большие группы населения, пораженные в правах. Заодно, подававшееся как милость свыше, разрешение казакам служить в регулярной Красной Армии решало вполне прагматическую задачу увеличения мобилизационных ресурсов. Что касается роли казаков в Красной Армии в 1941-1945 гг., нужно иметь в виду, что оценить её мы, собственно, и не можем. Сталинские казачьи части лишь поначалу комплектовались уроженцами Дона, Кубани и Терека (совсем не обязательно казаками), но уже со второй половины 1942 года они пополнялись призывниками из любых регионов СССР, превратившись в обычную кавалерию с некоторыми экзотическими «казачьими» элементами в обмундировании.
- Сталинградская битва вошла в историю как переломный момент Великой Отечественной войны. Но русские и казаки в ней участвовали не только на стороне победителей, но и в рядах Вермахта. Для них это было продолжением гражданской войны за освобождение родины от коммунистов, но об этом долгое время говорить было не принято. Как сейчас в обществе воспринимается служба казаков в армии Гитлера? Как к этому относятся в самом казачьем движении? Стыдятся ли этих фактов?
- Существует хроника, которая называется «Отступление немецких войск с Северного Кавказа». Это как раз январь 1943 года, период Сталинградской битвы. Но, на удивление, немецких военных там почти нет, а заснят нескончаемый поток беженцев, уходящих от Красной Армии: казаки, русские, калмыки. Эти люди ни за что, ни при каких условиях не хотели жить при абсолютно человеконенавистническом сталинском режиме, уничтожившим их родных и близких, покалечившим и разрушившим их жизни. Во многом именно из этих людей впоследствии и составились казачьи, русские и калмыцкие подразделения, продолжавшие на новом витке истории борьбу за освобождение своей земли от большевизма.
В сложившейся военно-политической обстановке они пытались реализовать эту свою цель единственным имевшимся на то время путем – посредством союза с Германией. Это был их выбор, и они расплатились за него своими жизнями. Среди большинства современных казаков есть понимание того, что это часть нашего народа, часть нашей истории, так же как и казаки в Красной Армии, и мы должны уважать их выбор. Это понимает сознательная часть российского общества. Остальным же, мечтающим о Сталине и «порядке», ничего объяснить невозможно.
- Не кажется ли вам парадоксальным, что в событиях на Украине донское казачество выступило против бандеровцев, хотя в 41-45 годах они так же, как и «белые» казаки, воевали на стороне фашистов за освобождение своей Родины от власти Советов?
- В вашем вопросе сразу несколько моментов, требующих уточнения. Во-первых, бандеровцы никогда не воевали на стороне «фашистов». Обладая не только хорошо разработанной идеологией, но и созданной ещё до начала Второй мировой войны подпольной сетью с опытным политическим руководством, они пытались играть роль третьей силы, выступая и против Сталина, и против Гитлера. У казаков такой свободы манёвра не было, да и известные казачьи лидеры, такие как П.Н. Краснов, П.Х. Попов, А.Г. Шкуро, М.Н. Граббе, В.Г. Глазков, находились в эмиграции, так и не получив от немецких властей разрешения приехать на Дон и Кубань.
Во-вторых, по-моему, вряд ли стоит называть законные власти в Киеве и большинство населения Украины, которое эту власть избрало, «бандеровцами» или, как часто это делает российская пресса, «фашистами», используя эти термины не в их точном значении, а как политические ярлыки. Так можно дойти до полного абсурда.
Ну, и в-третьих, мне лично неизвестен факт того, что «донское казачество» выступило против киевских властей. Да, есть бывший атаман Войска Донского Козицын, который находится на территории Донбасса и участвует в боевых действиях во главе некоего отряда. Есть и другие мелкие формирования. Но насколько они собственно состоят из казаков, неизвестно.
- Какие ценные артефакты из истории казачества хранит ваш музей?
- Вообще-то, у нас два музея: Мемориал-Музей «Донские казаки в борьбе с большевиками» в станице Еланской на Дону и Музей антибольшевистского сопротивления в подмосковном Подольске. В музее на Дону представлена широкая панорама жизни казаков с древних времен до современности. Музей в Подольске посвящен в основном жизни и борьбе казаков в 20 веке. В обоих музеях основной упор сделан именно на подлинные вещи, например, у нас в Подольске представлена коллекция плакатов Первой мировой войны, в том числе подборка, посвященная Кузьме Крючкову. Имеется большое собрание предметов и различных материалов эпохи Гражданской войны: агитационные материалы, личные вещи генералов М.Г. Дроздовского и А.Е. Мартынова.
Совершенно уникальна коллекция, посвященная казачьей эмиграции, включающая в себя материалы и предметы из архивов генерала П.Х. Попова и одного из руководителей «Вольного казачества» В.Г. Глазкова. Кроме этого, широко использованы в экспозиции нигде ранее не публиковавшиеся фотоматериалы, в т.ч. из собрания Лейб-Гвардии Казачьего Музея во Франции и личного архива архиепископа Женевского и Западноевропейского Михаила (Донскова). А также много чего другого.
- Кто ваши посетители?
- Я бы сказал, что это люди неравнодушные к истории и судьбе своей страны. Они могут быть самых разных политических убеждений, но их объединяет желание разобраться в том, что происходило с народом и страной, и сделать выводы, рассчитанные на будущее. Помимо этого, музей вызывает большой интерес у профессиональных историков из самых разных регионов страны и из-за рубежа.
- Какова задача музея?
- Задача наших музейных и мемориальных проектов показать современному обществу трагические и малоизвестные страницы истории казаков и России в целом – побудить задуматься, сделать собственные выводы. И, конечно же, мы хотим показать конкретные судьбы людей, которые в тяжелейшей обстановке не сломались и не смирились, а боролись всеми доступными им методами и средствами с разрушительными силами, которые уничтожали нашу страну и её народ.
- Пару лет назад была в нашей стране такая комиссия – по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Ваш музей под ее поле деятельности не попал? Не ущемляет ли возвеличивание героев Белого движения интересы современной России?
- Указанная Комиссия вообще не вела никакой деятельности и не могла её вести, ибо борьба с фальсификациями и разбор сложных и спорных вопросов истории должны осуществляться посредством объективных и качественных научных исследований. Учреждение данной комиссии, как и вброс по Сталинграду, с которого мы начали разговор, имело тоже, скорее всего, характер зондирования умонастроений общества: насколько возможно продвинуться по направлению введения идеологического контроля.
Вся эта затея окончилась ничем, ибо выяснилось, что в современном мире подобные идеологические комиссии всего лишь неработоспособные пережитки прошлого. Что касается возвеличивания героев Белого движения, то каким же это образом может ущемлять интересы современной России? На государственном уровне с отданием почестей на высшем уровне было организовано перезахоронение А.И. Деникина, В.О. Каппеля и И.А. Ильина в Москве. Стоят памятники генералу Л.Г. Корнилову в Краснодаре, генералу С.Л. Маркову в городе Сальск, адмиралу А.В. Колчаку в Иркутске. Очень медленно, с трудом правда о героях борьбы с большевизмом пробивает себе дорогу – ну а правда никому повредить не может, кроме наследников большевиков, которые заинтересованы снова столкнуть Россию в пропасть социальной и национальной розни.
http://kavpolit.com/articles/kazaki_protiv_mifov_o_staline-6163/
Немає коментарів:
Дописати коментар